копаем ископаемое, как все было на самом деле?
Изучая намедни труд "Описание киргиз-кайсацких орд и степей" - сочинение Алексея Левшина, члена
разных ученых обществ российских и иностранных, 1832 г. удивляюсь легковерности и наивности
авторов, на которых ссылается автор. хотя честно говоря авторы наверное преследовали совершенно
другие цели а не те которые нам предлагает автор, не имея собственно никакой научно обоснованной
фактологической базы автор утверждает о происхождении
киргизских кочевников и их историю. Историю киргизов ищет в созвучных словах соседних регионов .
Так, вольно склоняя слово кайсак, он пишет, что это испорченное слово "касак" или "казак", и
восходит оно ко времени до Рождества Христова, а в слове "киргиз", он находит китайское слово
"хасаки".

Тогда еще не знали, что монголоидов кочевников в степях киргиз-кайсацких не было, все захоронения
на этой территории - скифские, да еще европеоидные. Турфанские мумии и из джунгарской котловины еще
древнее, 2500-3000 лет до н.э. И это доказано антропологами и археологами. Но полет мысли автора
продолжается еще выше. Сам Абулгази-Багадур говорит, что один из внуков Огуз-хана назывался
киргизом. Фантастика и только. Как известно Абулгази всю свою сознательную жизнь боролся за ханское
кресло, когда ему было писать исторические трактаты, не царское это дело.

Первые захоронения с монголоидными мумиями встречаются в захоронениях таштыкской культуры, а это II
век до н.э. - V век н.э.. До этого времени районы южной Сибири населяли европеоиды, а это
показывают раскопки афанасьевской культуры (3300 - 2500 гг. до н.э.).
Поэтому никакие гунны в Европу не ходили, Атилла был скифом это доказывает анализ ДНК его потомков.
Место появления первых древних киргизов автор также пытается найти в расшифровке древних названий
рек. Абулгази дает наводку. О киргизах, как о сильном народе, задолго до Чингиса, и потом, говоря о
добровольном подданстве Хана их, Уруса, сему завоевателю Востока, полагает жилища их, между реками
Селенгою и Икар-Мураном. Сия последняя по мнению историка Фишера, есть нынешний Хуанхэ, а Г. Клапрот еще
дальше пошел - вместо Икар-Мурана, находимого нами в старом французском и русском переводах
Абулгази-Багадура, читает в подлиннике Уйгур-Муран, и принимает его за Енисей.
Где Хуанхэ, и где Енисей? Разбежка мнений знаменитых трактователей довольно существенна.

Если следовать мнению историка Фишера, то должно заключить, что киргизы доставшиеся после Чингиса сыну его,
Таулаю или Тули, переменили впоследствии времени свои жилища, ибо Рубруквис, бывший в Каракоруме,
столице Мангу-хана, в 1254 году, уже нашёл их не между Хуанхэ, или Икар-Мураном и Селенгою, где
были они до Чингиса и при нём, но на севере от Каракорума и, следовательно, около тех же самых
мест, где жили они при завоевании Сибири россиянами.
Вопрос - а киргизы знают, где находится Хуанхэ? Если считать, что родина их кипчакского или
киргизского языка происходит из Алтая и его окрестностей, то скорее всего они тут жили со времен
скифских их прародителей.
Юлиус Генрих Клапрот, большой авторитет по истории в то время, очевидно путал хакасов с киргизами и
с т.н. казахами, он не понимал принципиальной разницы между этими народами, а ДНК генеалогии тогда
не было.

Хотя автор честно признает, что Руисбруквис, путешествуя, спутал черкесов с киргизами.
Клапрот думая, что киргизы всегда жили на Енисее, ишет доказательства в китайских переводах
историков династии Юань (1280 - 1367 гг.). По описаниям их, страна, принадлежавшая киргизам,
(Ki-li-ki-szu, читай kirkis) лежала в 10000 ли на СЗ от Пекина. Длина ее составляла 1400 ли, а
ширина равнялась половине длины.Через нее протекала река Киан, , соедиеявшаяся с рекою Анг-ко-ла
(Ангара) и впалавшая в море на северо западе. Это Енисей, говорит Г. Клапрот, которого верхняя
часть до сих пор называется Кемом (Кем). на юго-западе от всей страны находилась река о нуопу и на
северо-востоке текла река Юс/у или Юс, вливающаяся в Обь, на которой при занятии русскими Сибири и
были главные кочевья киргизов.
Енисейские киргизы именно там и кочевали, но никак не киргиз-кайсаки!
Клапрот добавляет, что по единогласному свилетельству китайских историков, народ, нащывавшийся
киргизами, при монголах, носил при Тангской династии, с 618 года по 907 наименование Ха-кiацу
(Хакас). Хакасы были одного племени с Хой-хэ, или Хой-ху, и говорили одним языком, а сей последний
народ, происходил от Хiунг-ну, следовательно киргизы или закасы были Турецкого поколения! При
династии же Ханской (Han), то есть лва столетия до Рождества Христова, и лва столетия после, теже
киргизы назывались Кiан-Куен.
Полет фантазии западных ученых поражает воображение! Свободная трансляция китайских слов (а других
не существует), привела к поразительным результатам. Киргиз-кайсаки оказывается были хакасами и
жили на реке то ли Хуанхэ, то ли Енисей.
Убеждаюсь, что для западных историков все азиаты на одно лицо, какая разница - монгол, китаец или
киргиз, а то и черкес, какая разница!
И какая разница, где эти кочевники жили - главное, что не в Аравийской пустыне и не в Египте.
Изучаем далее сие сочинение.

В то время, когда они были известны под именем хакасов, продолжает Г. Клапрот, нравы их не были
столь дикие как теперь, они тогда уже имели письмена и вели значительную торговлю с аравитянами,
бухарцами и другими западными народами, особенно с хазарами, которые живя по Волге и Дону, были в
частых сношениях с императорами константинопольскими. Хазары получили от Константина
Фессалоникского, иначе известного под именем Кирилла, азбуку, заключавшую в себе буквы греческие и
славянские, а от них азбука сия могла перейти к киргизам и существовать у них до принятия ими
магометанской веры, таким образом объясняет Г. Клапрод от чего надписи на камнях, найденные в
Сибири, в землях принадлежащих киргизам, вмещают в себя некоторые греческие и славянские буквы
между многими неизвестными.
Опять ступор!
Общеизвестно, что хазары говорили на тюркском, но имели еврейский квадратный алфавит. Опять
неувязочка, господа.

Рассмотрение всего мнения до нас не касается, но мы внесли оное сюда потому, как что в изложении
его один из известнейших ориенталистов нашего времени поместил известия, взятые из китайских
летописей и служащие к объяснению истории киргизов. Участь сего народа с XIV и до конца XVI
столетия нам неизвестна. В течение же XVIII столетия мы безпрестранно встречаем его имя в летописях
Сибири. Живя между Томом и Енисеем по Белому и Черному Юсам, у Абакана и в окрестностях гор
Саянских, киргизы почти целое столетие тревожили и разоряли соседственные с ними новые поселения
русских, несколько раз передаваясь то России, то монгольскому Алтын-хану, то владельцу Зюнгарскому.
В 1607 году, быв разбиты казаками сибирскими, они признали над собою власть России, но в 1609 году,
умертвили посланных к ним для сбора ясака, и потом напали на Чулымскую волость.
В 1614 году, склонили всех татар, обложенных ясаком и находившихся в службе русской, отпасть от
России и тогда же опустошили окрестности Томска.
В 1619 году, передались в подданство монгольскому Алтын- или Алтан-хану.
Вот ведь незадача, Википедия говорит другое.
(Алтан хан, хан Тумэтского ханства, второй сын великого монгольского хана Барс Болада джинонга.
Внук знаменитого монгольского хана Даян-хана, Жил 1507 - 1582 гг.) и в 1619 году отдались кому то
другому, либо Википедия врет.

В 1622 году напали на Кузнецк, разорили обинских татар и нынешний томский уезд.
В 1628 году подучили аринских и качских татар напасть на русских, строивших красноярский острог.
Когда укрепление было кончено, то киргизы, устрашенные близостию его к ним, стали более бояться
россиян, начали платить ясак и обещались отпасть от Алтан-хана, если построят им, для защиты от
него, крепость на реке Камчик, однако же, не смотря на то, они в 1630 году опустошили окрестности
Красноярска. Быв наказаны, опять дали ясак, обешали и впредь давать оный, но присягать не хотели.
В 1633 или в 1634, с князем своим Бехтенем, подступили под Кузнецк и разграбили окрестности его, а
другая партия их между тем опустошила места, около Красноярска лежащия.
В 1635, киргизы опять напали на оба города, но были отбиты.
В 1652 году, зюнгарский владелец Батур или Багатур, при переговорах с русскими посланцами, уже
называл киргизов подданными своими, а князя их родственником, и ссылался на заключенный с ними за
несколько лет пред тем договор.
В 1646 году, посланный к нему боярский сын, Данила Аршинский, имел поручение обьяснить, что хотя
киргизы отпали, но опять признают себя подданными России.
В 1652 году, Алтан-хан вошел с войском в землю киргизов и хотел их покорить, но часть их спаслась
бегством в границы русские, и переговоры россиян с монголами защитили их. Впрочем, этим только
отсрочена была их участь, ибо потом, в 1657 году, сын и наследник Алтан-хана, Лобзан или Лоузан,
напал на них с сильным войском и покорил совершенно.
Опять нестыковка, Википедия не находит такого сына у Алтан-хана.В 1852 году после смерти Алтан-хана
Наследником стал Сэнгэ Дугургэн-хан, который стал ханом тумэтов (1582-1586)

Неизвестно, долго ли пробыли они у него в послушании, но достоверно, что русские и калмыки
зюнгарские еще не раз вынуждены были сражаться с ними и наказывать их.
Наконец, в исходе XVII или в начале XVIII столетия, зюнгарский хон-тайдзи (кантайши), по согласно
с российским правительством, принудил их переселиться в горы, лежащие между Андеджаном или
Аньцзичжаном и Кашхаром.
Первое известие о сем последнем переселении внесено в историю почти свидетелями,а именно шведскими
офицерами, бывшими в плену у русских и жившими вначале XVIII столетия в Сибири.
Хотя они и не определили мест куда киргизы были переселены зюгарским владельцем, а гадательно
предположили их вблизи Индии, хотя Фишер, подтвердивший известие о переселении киргизов, также не
назначил решительно их новых жилищ, но позднейшее открытие и торговой связи русских со Средней
Азией уже давно удостоверили учёный свет, что киргизы живут между Андеджаном и Кашгаром, или между
владениями нынешнего кокандского хана и Малой Бухарией, в горах который китайцы именуют Яркенскими,
Кашгарскими, Ушскими, а русские татары, около тех мест торгующие, называют Ала-тау, Ак-тау,
Киргиз-тау.
Китайские географы новейших времен пишут то же, именуя киргизов обыкновенно бурутами. Оба названия
сии принадлежат ныне одному народу, но нельзя определительно сказать, чтобы буруты и киргизы всегда
составляли один и тот же народ.
Г. Тимковский, в своём путешествии в Китай («Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821
годы») помещает о бурутах следующие известия, переведённые с китайского. Кергизы, по-китайски
буруты - суть кочевой народ, находящийся за Восточным Туркестаном на западе. Обширная земля их
лежит между Аньцзичжаном и Кашхаром.
(Андижан и Кашгар довольно далеко от родины киргизов - Енисея, между прочим)

Они называют владельцев своих биями. иные бии имеют от 10 до 20, а другие от 20 до 30 улусов.
Улусные люди почитаются их рабами. Кергиз есть общее название народу сему, который разделяется на
многие орды и каждая орда имеет своего бия, коих достоинство наследственно и редкие зависят друг от
друга. Киргизы бреют голову, не едят свиного мяса, платье носят с узкими рукавами, шапки квадратные
с плоским верхом, женщины вместо украшения, втыкают на шапки фазановые перья. Обыкновение и язык
почти таковы, как и в Восточном Туркестане и если имеют, то небольшое различие. Живут в войлочных
юртах, питаются скотоводством, мясо служит им пищей, а кумыс вместо вина, так как у олутов или
зюнгаров. Любят китайский фарфор, чай, гродетуры, холсты, табак и вино, и почитают эти вещи
драгоценными. Киргизы бедны, но отважны, не думают о жизни, корыстолюбивы, склонны к грабежу и
храбры на войне. Хасаки и белуры боятся их, даже зюнгары во время могущества своего, не могли
покорить их под свою власть. Они грабили как восточных туркестанцев, за границы отправлявшихся, так
и иностранных купцов, из Большой Бухарии и других мест в Восточной Туркестан приезжавших. Как скоро
войска китайские покорили западный край, то и киргизы оставили свои разбои. Бии их ежегодно
посылают своих старейшин в город Уш, к маньчжурскому генералу, просить о доставлении ко двору их
лошадей.
В 25 году Цянь-луня (1758), во время войны с бунтовщиком Хочджамом, один бий, кочевавший поблизости
Кашхара, страшась могущества Империи, вышел с 19 своими султанами против Хочжама, и всеми силами
сражался с ним, за что пожалован судьей города Бешбалыка. Подведомственные ему князья также
награждены чинами и павлиными перьями. Ныне его подвластные кочуют внутренности глухих гор и лесов
яркенских, кашхарских и ушских, спокойно занимаясь скотоводством.
Прочитав вышеприведённый нами отрывок, всякий должен предполагать, что буруты из отважных
грабителей сделались в 1756 году безопасными соседями и спокойными хлебопашцами, но опыты
показывают противное, и весьма убедительно говорят, что народ сей не только во второй половине
прошедшего столетия продолжал быть хищным и опасным, но и до ныне остаётся таким же. Ссылаемся в
том на китайского сочинителя, князя Циши, которого любопытное описание бегство тургутов в 1771 года
из России в китайские владения, благодаря трудам Г. Липовцова, имеем мы в переводе на русский язык.
Он пишет: "Буруты презирающие общественные добродетели, преимущественно отличающиеся жестокостью и
зверонравнием, от всех смежных с ними народов. Они, занимаясь беспрестанно одними набегами,
хищением и убийством, не слагают себя оружия ни в какое время... Эти жестокие варвары, как скоро
узнали о приближении тургутов к своим пределам, то необычайный восторг объял все их чувства. Они в
радостном в радостном исступлении, разъезжая по улусам, поздравляли взаимно друг друга, как бы то
был день великого торжественного праздника и прочее.
Имеется ввиду возвращение калмыков на родину в 1771 году и убийство беззащитных беженцев аблаевцами, хотя тут
это приписали другим.

К удивлению нашему мы не нашли никаких сведений о происхождении киргиз-касаков в истории Абулгази
Багатура.
Абульгази́-хан, Абу́-л-Гази́-хан 1603-1664 хивинский хан из узбекской династии шейбанидов
историк и писатель.) Интересно, откуда этот узбек узнал всю историю туркмен и тюрков? При этом
постоянно деля с братьями наследство отца. В будущем у меня очень большие сомнения в том, что этот
узбек вообще что то писал.

Хан сей, быв ближайшим их соседом, и имея с ним частые сношения, мог описать их вернее, нежели
кто-нибудь из известных историков, но он даже не упоминает о них до 1630 года, то есть до того
времени, когда сам вынужден был бежать к ним из своего отечества, нынешнего хивинского ханства.
Что касается арабских писателей то они не имели довольно точных сведений а казачьих ордах, которые
слишком были отдалены от Аравии и не имели тесных связей с подданными Халифов. Река Сыр или Сейхун
с древнейших времен составляет границу народов от кочующих, всегда было чертой разграничения и в
сведениях географических не только для греков и римлян, но равным образом и для Южной Азии. Страны,
лежащие на юг от сей реки причитались к известному свету и были описываемы подробно. Земли же
идущие от неё на север и северо-восток, кроме прибрежных городов, всегда были обитаемы народами
малоизвестными просвещённому миру и потому в каком смысле греки давали им нарицательное имя скифов,
в таком же арабы и иногда персиане называли владение их землею Чете или Джете, Туркестаном,
Тураном, Верас-Сейхуном и Кыпчаком.
Кыпчак по обширности своей, не мог быть смешиваемым с Туркестаном и если мы находим, что западная
часть нынешних кыргыз-казачьих степей причисляется иногда к одной из сих смежных между собой стран,
иногда же к другой, то это только потому, что границы оных не были определены. Народы кочевые,
особенно племена монгольские и турецкие, живущие до ныне в беспрерывных распрях и междоусобиях,
никогда не могли и не могут сделать положительного разграничения. Что касается до Верас-Сейхуна, до
Турана, Туркестана и страны Чете, или Джете, то понятия об оных, переданные нам многими восточными
писателями, так сбивчивы, что почти нельзя решительно определить, какие именно земли разумели они
под сими именами. Иные смешивали с оными даже Мавераннегер или Трансоксиану (страну, лежашую между
реками Аму и Сыром).
Обстоятельство сие не раз замечено Гербелотом в его Восточной Библиотеке. Ланглес повторил тоже, в
географической таблице, приложенной к его переводу книги Instituts de Tamerlan.
Арабшах в описании жизни Тимура, говорит, что Верас-Сехун заключает в себе земли Монголов, Чете и
Катай, но не причисляет к оному Туркестана. Может может быть, что название Туркестана, по его
мнению было однознаменательно с Верас-Сейхуном, и следовательно равно принадлежало всем частям
всего последнего. Так полагает Гербелот, говоря Вераз-Сейхун есть собственно Туркестан.
Абульфеда не разрешает нашего недоумения, ибо явно отзывается неведением. Мы читаем в его
Географии: Мавераннегер граничит на западе с Хорезмию (ныне Хивинским владением, на юге с рекой
Джейхуном, а границы его с севера и востока нам неизвестны. Признавшись таким образом в своем
неведении относительно страны, занимаемой казачьими ордами, он ничего не сказал о сем народе.
Турецкий географ Кятиб-Челеби, в своём Зеркале Мира (Джихан-Нюма) полагает что Мавераннагер и Туран
одно и то же, и потом сам себе противоречит, говоря в одном месте, что Мавераннагер, заключающийся
между реками Джейхуном и Сейхуном, граничит на севере с Туркистаном, в другом же что Туркестан
имеет с запада Хорезм и Дегистан. Стоит только взглянуть на карту, чтобы удостовериться сколь
неясное понятие имел Катиб-Челеби о землях, по обе стороны Сыра лежащих. Он знал однако о
существовании киргиз-казаков и писал о них следующее: "Недалеко от моря Каспийского, на севере,
живут в степях татары казаки...
Они преданы волшебству и разбоям, грабят купцов московских на пути в Катай и обратно. Сих казаков
не надобно смешивать с казаками донскими и днепровскими.
Заключив в столь немногих словах описание татар казаков или киргиз-казаков Кятиб-Челеби конечно
сказал очень мало, и даже почти ничего, но из прочих турецких и арабских географов, до ныне
известных Европе, большая часть даже совсем не упоминают о существовании народа, нами описываемого.
Скажем несколько слов о китайских писателях. Известно, что сочинения их заключают в себе много
сведений о всех народах, смежных с Империей Китайской, особенно о народах Средней Азии, ибо Китай
некогда простирал свои владения до Каспийского моря, но сведениями сими должно пользоваться с
большей осторожностью. Дегинь, посвятивший изучению оных значительную часть своей жизни, описывает
сколь трудны исторические и географические исследования по китайским писателям: ибо 1-е, они дают
народам такие названия, коих народы сии не носят, 2-е, они переменяют название народов, земель и
городов, почти при каждой перемене династии. 3-е, повелители Китая нередко при жизни своей
принимает другие имена и такое изменение даёт повод к возобновлению летоисчисления, по смерти же
своей каждой Богдо-Хан получает какое-нибудь новое имя, под коим вносится в Историю,
и 4-е, тщеславие и гордость китайцев лишает исторические сочинения их выгоды, встречаемой в летописях всех
других народов, а именно синхронизмов с историей соседей. Китайцы всегда говорят подробно о себе, а
о прочих странах упоминают так сказать мимоходом.
Может быть по этим самым самым причинам Дегинь в своей Истории гуннов, турок и татар, и ничего не
сообщает нам о казачьих ордах.
Г. Клапрот в Magasin Asiatique, напечатал перевод описания киргиз- казаков, помещённого в
знаменитой китайской географии Тай-цинь-и-тунь-ши.
Известия сии весьма любопытны, но относятся к Истории народов, владевших прежде нынешними степями
киргиз-казаков, а не к Истории собственного сего народа, и потому не входит в план нашего
сочинения.
Вот это честно и достойно.

Из описания, которое почему-то отсутствует в электронной копии, написано, что в то время
киргиз-казаки занимали только середину нынешних земель своих, восточная часть оных принадлежала
зюнгарам и другим племенам монгольским. Северною владели разныя отрасли татар сибирских.
В западной жили ногаи, и выше их, башкиры, а потом место ногаев заняли нынешние волжские калмыки.
Прежде всего подвинулись киргиз- казаки на север. Фишер в своей Сибирской Истории говорит, что по
окончании строения города Тары (в 1594 году), приписана к нему волость Курдак, где заложен был
острог для удержания набегов калмаков и киргизских казаков.
Стало быть, сии последние находились тогда уже недалеко от наших границ.
К востоку распространили они свои владения не прежде, как по истреблении зюнгарского народа
китайцами, то есть в половине минувшего столетия. На запад подались киргиз-казаки в первой половине
XVIII столетия, в конце же XVII, и даже в первых годах XVIII, между верховьями Урала и Эмбы
кочевали башкиры, а между устьями сих рек, калмыки.
На юге киргиз-казаки не удовольствовались набегами в пределах соседственных владений.
в начале семнадцатого столетия по летописям нашим они уже были властителями Туркестана и город сей
служил ханом их постоянным место пребыванием.
часть вторая киргизов.
Неизвестно, в каком году совершено сие завоевание, и кто именно был предводителем в оном. Не могли
мы также узнать где жил хан Муртаза, отец Кучума, и долго ли повелевали киргизами потомки его.
Столь же безуспешно искали мы каких-нибудь преданий о хане Ак-назаре, который в 1569 году нападал
на улусы нагайские, когда находился там посланец Ивана Грозного, Семён Мальцов. Нам удалось однако
же найти несколько достоверных свидетельств о том что около 1630 года владел Туркестаном казацкий
хан Ишим.
Первое известие о нем сообщает Абулгази Багадур, второе открыто в сибирских летописях, третье
отыскано нами в архиве Оренбургской пограничной комиссии, в делах 1748 года. Абулгази Багадур
делает известными киргиз-казаков и хана их Ишима, около 1630 года, потому что в сие время сам он
будучи гоним братом своим Исфендияром, ханом ургенчским, бежал из отечества в Туркестан, где хан
Ишим принял его, и продержал у себя три месяца, а потом отвёз в Ташкент и отдал под покровительство
тамошнего хана Турсула. Через 2 года владельцы сии поссорились Ишим убил Турсуна, овладел
Ташкентом, а Абулгази Багадур удалился в Бухарию.
В сибирских летописях Ишим хан известен по войне и несогласиям своим, и сына своего Янгиря, или
Джангира с джунгарским кантайши, Батуром или Богатыром. Фишер говорит, что Богатыр вступил в войну
с Ишимом в 1635 году, и что Джангир начальствовавший тогда войском киргиз казаков, взят был в плен.
Возвратив себе каким то случаем свободу,он решился мстить щюнгарам и беспрерывно тревожил их
набегами. Желая надолго усмирить, а если можно и совсем истребить столь вредных соседей, Багатыр, в
1643 году собрал до 50,000 своего и союзников своих войска. С сею силою легко и немедленно овладел
он двумя поколениями киргиз-казаков, составлявшими около 10.000 человек. Вслед за тем, он готов был
истребить все войско Джангира, но сей киргизский султан, как видно, искусный в войне, употребил для
обороны своей весьма благоразумное средство. Он имел только 600 человек вооруженных. Не смея
вступить в сею горстью людей в открытый бой, он поместил одну половину оной между двух гор в
ущелье, которое окопал глубоким рвом и обнес высоким валом, а с другой половины скрылся сам за
горою. Зюнгары, подойдя к укреплению, напали на оное, и в то самое время, когда они теряли
множество людей в сражении весьма невыгодным для осады, по причине узкого пространства, Джангир
устремился на них с тыла. Неожиданность сего удара, отвадность воинов, избранных для оного и
отличные ружья, которыми все они были снабжены, нанесли Багатыру сильный урон.
К довершению его потери, в то самое время пришёл на помощь кыргыз-казакам какой-то татарский князь
Алантуш, с 20,000 свежего войска. Зюнгары принуждены были отступить и ограничить своё мщение
увеличением в неволю взятых ими при сем сражении пленных. Казаки же продолжали и потом тревожить их
частыми набегами не только при Багатыре, но и при наследниках его.
Третье известие о хане Ишиме найдено нами в бумагах бывшего переводчика коллегии иностранных дел,
потом генерал-майора Тевкелева, который прожил в ордах кыргыз-казачьих 2 года, и привел их в
подданство России, как увидим ниже, после того был членом Оренбургской комиссии, управлявшей делами
киргиз-казаков, находился по поручению правительства, в беспрерывных почти сношениях с ханами и
султанами казачьими, знал совершенно язык их, и вёл журнал важнейших переговоров своих с ними. В
одном из сих журналов, писанных в 1748 году, поместил он родословие владельцев казачьих, основанное
на рассказах хана малой орды, Абуль-хайра, хана средней орды, Абуль-Магмета, и знатнейших султанов
обеих орд. Из известий Тевкелева составили мы три таблицы, приложенныя к сему тому.
Первая из них показывает, что от Джадека, коем начинается родословная, произошёл Шигай-хан, а от
Шигая, Ишим, тот самый, который, как мы сейчас сказали, будучи туркестанским ханом, ввел войну с
дзингарским хон-тайдзи, и у которого Абулгази Багадур искал себе убежище.
Легко доказать можно, что сей Ишим, не есть другой какой-нибудь неизвестный хан киргизский, ибо
Абуль-Магмет-хан, сообщивший сию родословную Тевкелеву и называвший себя праправнуком Ишима,
родился родился как по многим письмам его и другим тогдашным бумагам видно, в конце XVII столетия.
Если, основываясь на сем, будем восходить до его отца, деда, и так далее, то необходимо окажется,
что Ишим, в старости, а Джангир в зрелых летах, были современниками кантайши, или хон-тайдзи
Багатура.
При сём первым доказательстве, вторым может служить то, что как в таблице нашей, так и в истории
сибирской, мы видим сына Ишимова под именем Джангира.
Таким же образом открывается, что дед Ишима и отец Шигая, Джадек, с братом своим, Усяком, жили
около половины XVI столетия, то есть в одно время с ханом сибирским Кучумом и отцом его, Муртазой,
но были ли они между собой родственники, и от одного ли корня происходили, неизвестно, хотя по
сибирской истории мы и знаем что Муртаза был родом киргиз-казак. Далее Джадека и Усяка сведения наши
не восходят. Тевкелев, в первой половине прошедшего столетия, не мог узнать имени отца их за
давностью лет, нынеэто было бы еще менее возможно
Множество вопросов, нами о сем предмете сделанных киргиз-казакам все 1820 году, 1821 году и 1822
годах, открыли нам только то, что все ханы и султаны почитают себя потомками Чингиса. Честь сию
присваивают себе вообще владельцы Средней Азии и большей частью не без основания.
Легко может быть, что повелители киргиз-казаков имеют на неё равное право со многими другими
чингизидами, которым от могущественного и страшного предка их ничего, кроме имени его, в наследство
не досталось. Абулгази Багадур доказывает, что Кучум сибирский был потомком Шейбани, внука
Чингисова, но Кучум, как известно был султан киргиз-казачий, следовательно не мудрено, что и
прочие ханы и султаны киргиз-казачих орд происходят от Шейбани.
Если теперь, руководствуясь той же родословной таблицей (первой), от Ишима и Джангира, которых
время существования уже известно, будем нисходить ко временам позднейшим, то увидим, что за
Джангиром следует сын его, хан Тявка.
При имени сём сердце всякого киргиз-казака несколько возвышающегося духом над толпами буйных
соотечественников своих, наполняется благоговением и признательностью. Это Ликург, это дракон орд
казачьих.
Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько
лет от распрей одних племён с другими, он убедил всех, умом и справедливостью, повиноваться себе,
он соединил слабые роды вместе для сопротивления сильным, а сильные усмирил, и дал всем вообще
законы, по которым судил их, и которые доныне живут в памяти благоразумнейших киргизов, но к
сожалению не исполняются.
При всех сих заслугах и при всём влиянии своём на орды киргизские, Тявка, как говорят, не имел
полной власти над народом своим, и действовал более благоразумием, опытностью, связями и
искусством, нежели силою. Повелевая всеми вообще киргиз-казаками, сам он жил, подобно отцу и деду в
Туркестане. Для надзора же и управления каждой ордою в особенности, были избраны и подчинены ему
три частных начальника - в Большой орде Тюля, в Средней Козбек и в меньшей Айтяк.
Мы говорим здесь о разделении казакского народа на три орды, не сказав, когда и каким образом
произошло оное. К сожалению происшествие сие остается для нас тайною, мы не имеем никаких
источников для определения оного. Всё, что мы знаем о нём, заключается только в предании народном,
которое говорит будто бы один из сильных ханов казакских разделил весь свой народ между тремя
сыновьями, и что удел старшего назван Большой ордой, удел второго Средней, а удел младшего Меньшею.
О Пулате, сыне Тявки-хана и отце Абуль-Магмета, показанном в таблице, не могли мы собрать никаких
сведений, вероятно потому, что он ни чем себя не прославил.
Предания говорят только, что восстановленная Тявкаю тишина недолго существовала между
киргиз-казаками. Вскоре начались опять междусобия и соседственные народы не замедлили
воспользоваться оными. С запада стали нападать волжские калмыки, с севера башкиры и сибирские
казаки, страшнее всех были с востока зюгары, которыми владел тогда сильный хонтайдзи Галдан Цырен
(Черен), не только заставивший трепетать всех кочующих соседов своих, но и возбудивший внимание
даже России и Китая.
В бедственном положении сем, киргизы могли ожидать защиты только от могущества Петра Великого,
которого обширный гений занимаясь славою и благоденствием своего народа, не выпускал из вида
азиатских границ России во время занятий самыми важнейшими делами Европы.
В Сибири был тогда губернатором князь Гагарин. Царь приказал ему не только войти в сношение с
казачьими ордами, но, если можно, и помочь им против Галдана Черена (Цырена), дабы сколько-нибудь
остановить возрастовшее беспрестанно могущество джунгарского владельца.
Гагарин исполнил волю государя, в 1717 году и ханы киргиз-казацкие, Тявка, Каип и Абуль-хаир
отвечали ему обещанием во всём повиноваться России. Сношение сие не имела однако ж никаких
последствий, потому, что князь Гагарин вскоре после того из Сибири был позван в Москву, а Тявка,
старейший и благоразумнейший из ханов, умер.
Товарищи его не умели пользоваться счастливым случаем, вместо того, чтобы соединенными силами
искать покровительство России для защиты от зюнгаров, они начали между собой ссорится, и, не думая
нисколько о спасении общем, продолжали обычное ремесло своё - грабили соседов, причём не менее
прочих, пострадала и Россия, предлагавшая им покров и опору.
Не удовольствовавшись частыми нападениями на сибирские границы наши, они в том же 1717 году
проникли в казанскую губернию до Новошешминска, взяли оный, разорили, и хотя были прогнаны со
значительной потерею, однако увлекли с собой много пленных. Сей последний набег был произведён
подвластными хана Абуль-хайра. Каип же боялся, чтоб оный не был приписан ему, и чтоб его не
наказали невинно за поступок соперника, потому в 1718 году послал к Петру I грамоту с предложением
вечного мира и союза.
Грамота сия однако же не остановила справедливой мести пограничных жителей России, раздраженных
беспрерывными набегами киргиз-казаков, волжские калмыки, башкиры, сибирские казаки, более нежели
когда-нибудь начали нападать на них. Голдан Чэрен не мог быть равнодушным свидетелем гибели древних
неприятелей своего народа, не мог не отплатить им беспокойств и обид, от них претерпеленных
предками его, в течение слишком ста лет, и потому не только нанёс киркиз-казакам в то время
несколько сильных ударов, но и отнял у них в 1723 году столицу ханов их Туркестан, а Ташкент и
Сайрам, и наконец-то всем покорил власти своей некоторые отделения Большой и Средних орд.
Такая же участь ожидала всех остальных киргиз-казаков. Стеснённые и преследуемые с трёх сторон, они
могли бы быть совсем истреблены, если бы не удалились на юг. Остатки Большой орды с малой частью
Средней откочевали тогда к Ходженту, большая часть Средней к Самарканду, Меньшая к Хиве и Бухаре.
Переходы сии влекли за собою неминуемое разорение и гибель. Стада и табуны ежедневно уменьшались,
меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими. Иные умирали с голода,
другие бросали жён и детей своих. Наконец бегущие остановились, но где же? - в местах бесплодных и
не представляющих никаких удобств для кочевого народа. Столь несчастное положение не могло быть
долго сносимо киргизами. Из двух зол, предстоявших им, легче было избрать то, которое обещало
какие-нибудь выгоды, если не в настоящем, то хотя бы в будущем. Отчаяние убеждало их в
необходимости возвратить себе прежнее жилища, а бедствие внушали средства к достижению сей цели.
Опасность примирила внутренние междоусобия, возродила общее согласие, и направила всех к одному
предмету. В собрании целого народа положено двинуться вперёд, напасть на общих врагов, и вытеснить
их из древних земель киргиз-казакских. Общее предприятие тотчас освещено клятвою в верности друг
другу, хан Абуль-хайр избран главным предводителем, и белый конь принесённый по обычаю народному в
жертву, был принят залогом будущего успеха.
Вооружившись таким образом, киргизы пошли вперёд, напали на зюнгаров, выиграли у них несколько
сражений, и возвратили себе прежние земли свои, но, ожидание новых нападений на оныя от Галдан
Черена, признали за лучшее удалиться от сего опасного соседа частью на запад, а частью на север.
Одна только Большая орда осталась близ зюнгаров, и потому скоро была почти вся покорена ими, как
увидим ниже. Меньшая орда, дойдя до Эмбы, где была прежняя граница её, не остановилась, но перешла
на правый берег сей реки, напала на нынешних волжских калмыков, и заняв многие кочевья их, достигла
до Урала. Средняя орда подвинулась на север до Ори и Уя, из окрестностей которых вытеснило многих
башкиров. Хотя сии последние, равно как и волжские калмыки, не могли равняться силою своей с
зюнгарами, однако ж земли, отнятые у них киргизами, составляли их собственность, и потому они не
хотели оставить в покое народ, завладевший ими. Отомщения и безперерывные набеги готовились с обоих
сторон в будущем, и уже начались в настоящем. Новые соседы, уральские казаки, грозили
киргиз-казакам тем же. Надобно было искать одной опоры против всех врагов, надобно было требовать
помощи от России. Мысль сия может быть не раз занимала тогда благоразумнейших старшин и султанов,
её не только трудно было исполнить, но даже и предложить простому народу. Хотя в архиве коллегии
иностранных дел находим описание статей, словесно предложенных в 1726 году киргиз-казакским
посланцем Кайбакаром, который от имени старшин, Сугура, Эдикбая, Хаджибая, Чиак Кулыбая и других,
приезжал в Россию просить покровительство для Меньшей орды, однако ж сношение сие не имело
решительных последствий. Судя по неизвестности старшин, посылавших Кайбакара, должно думать, что
они были слишком малосильны для того, чтобы увлечь за собой весь народ, потому и посольство их не
имело успеха. Неизвестно какая причина побудила вдруг решится на отправление сего посольства, но
можно ручаться, что большая часть киргизов была им недовольна. Ценя дикую свободу свою выше всякого
порядка и зависимости от законов, они помнили ещё и то, что правила их религии повелевают
признавать христиан неверными.
Сии два препятствия заставляли думать, что добровольное присоединение орд киргизских к христианской
державе невозможно, но несчастные обстоятельства, беспрерывные внутренние кровопролития, и хитрый
ум хана Абуль-хайра изменили расположение народа до такой степени, что он, после некоторых слабых
опытов сопротивления, решился, по личным видам одного человека, привести в действие то, к чему не
могло склонить его общее благо.
Я разумею здесь добровольное покорение его императрице Анне, случившееся в 1730 году как увидим
ниже.

Прежде, нежели приступим к описанию столь важного переворота, мы должны сказать, что оный
составляет точку разделения истории киргиз-казаков на две части. Присоединение к российской империи
Средней и Меньший орд сблизило их с нами, но не доставило нам возможности следовать за постепенным
ходом событий в Большой орде, оставшийся тогда вне зависимости - почему исторические познания наши
о состояния её в XVIII столетии гораздо поверхностнее, нежели сведения о киргизах, подданных
России. Обстоятельство сие заставляет нас разделить описание периода, заключавшегося между 1730
годом и настоящим временем на две части.
В первой, поместим мы историческое обозрение Большой орды, во второй, опишем происшествия и
перемены Средней и Меньшей орд, основываясь на сведениях, которые мы почерпнули в архивах
Министерства Иностранных Дел и Оренбургской Пограничной Комиссии.
возможно будет продолжение