Клёсов vs Бартольд
Бартольд, Василий Владимирович (03.11.1869, Петербург — 19.08.1930, Ленинград) — российский востоковед, академик. Родом из обрусевшей немецкой семьи. Свободно владел русским и немецким, говорил по-французски. В 1887 году закончил классическую гимназию с золотой медалью и поступил на факультет восточных языков Петербургского университета по арабо-персидско-турецко-татарскому разряду. Большое влияние на формирование научных взглядов Бартольда в годы учебы оказали востоковед Н. И. Веселовский, арабист В. Р. Розен, тюрколог В. В. Радлов и иранист В. А. Жуковский. Бартольд блестяще закончил университет, получив диплом первой степени. По результатам защиты магистерской диссертации («Туркестан в эпоху монгольского нашествия», 1900) Бартольду была присвоена степень доктора истории Востока. Вскоре он получил звание экстраординарного, а в 1906 году — ординарного профессора Петербургского университета. В 1910 году избран член.-корр., в 1913 году — академиком Петербургской академии наук.
Бартольд являлся одним из участников и организаторов Первого Всесоюзного тюркологического съезда в Баку (1926 год).
В 1924—1926 годах бывал в Баку, где принимал деятельное участие в организации силами профессоров Ленинградского и Казанского университетов восточного факультета в Азербайджанском университете. Специально для студентов этого университета прочёл циклы лекций «История Азербайджана», «О месте прикаспийских областей в истории мусульманского мира», где дал анализ исторического значения отдельных городов Азербайджана, в частности, Баку.
В Баку встречался с учёными, преподавателями, с местной администрацией, осматривал музеи, мечети, шахский дворец, крепость, кладбища. Кроме работы в Баку, занимался вопросами сохранения мавзолеев Низами, Фирдоуси и Коркута и переводил огузский эпос «Сказание о Деде Коркуте».
Знакомился и переводил некоторые рукописи из собрания библиотеки Азербайджанского университета и библиотеки имени Сабира. Читал доклады на заседаниях историко-этнографической секции Общества обследования и изучения Азербайджана в Бакинском доме просвещения и на Первом Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку (1926). Сведения, собранные им о городе Баку, входят в статью «Баку» в его «Энциклопедии ислама».
Национальность – азербайджанец придумал именно Бартольд.
Бартольд внес огромный вклад в развитие отечественного востоковедения и исламоведения. Главные труды (кроме диссертации): «О христианстве в Туркестане в домонгольский период», «История изучения Востока в Европе и в России» и др.
С. Ю. Серегичев.
Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 354.
Очень заслуженный, очень авторитетный исследователь, профессор,очень знаменитый. Очень много у него заслуженных званий, регалий и тем не менее когда начинаешь читать его исследования - ну например книгу "Киргизы", удивляешься насколько непрофессионально он подходит к определению этноса киргиз, ссылаясь на те труды предшествующих исследователей, синологов, которые переводили с китайского или какие-то предания арабских мыслителей на современный лад, то есть где-то буква К в названии при трансляции проскальзывает, ну всё, это уже киргиз, если кочевники, значит они жили где-то в районе Тянь-Шаня и скакали от Саянских гор до Памира, то обязательно это турки-огузы, или киргизы. Ну это как-то несерьёзно,. Хотя именно так это понимают немецкие и французские светила исторической науки тех лет, опровергать или сомневаться для российского ученого несолидно. Учитывая то, что до сих пор китайские хроники, начиная с Бичурина никто толком прочитать не может, в силу того, что язык это древняя версия китайского языка, во-вторых у китайцев не было понятия этноса. Все другие народы, которых они рядом замечали, имели какие-то отличия, но не обязательно это были языковые, не обязательно это были внешние признаки, это могут быть лошади у них не такие как у всех, это могут быть горы, где они проживали, это может быть просто речь у них какая-то смешная, как жужжание навозных жуков, ведь китайцы были шовинистами еще в то далекое время! Как такие аргументы, вот эти китайские смыслы могли служить обоснованием для определения этноса! Но это несерьезно для серьезного исследователя и тем не менее ученые тех лет в силу своей эрудиции и фантазии пытались рисовать карты, атласы, описывать нации и народности, которые были сотни и тысячи лет назад, а может и не были. Большинство исторических опусов давних лет писались в угоду царствующим особам, старательно описывая их подвиги и достижениия, их походы и завоевания. Раньше это назывались народные эпосы, а тут светила изучают буквы китайских переводов… Европейские ученые до последнего времени большею частью также считали хуннов турками, хотя теперь такой специалист по китайским известиям о Средней Азии, как проф. Пельо ( Pelliot ) склонен вернуться к прежней теории о монголизме хуннов.
Особенно заметна страсть создать историю для народов Средней Азии и прочих тюркоговорящих этносов. Народ азербайджанцы появились благодаря его усилиям. Именно он придумал это слово.
Показательно, что слово турок у него фигурирует повсеместно. Турки - они какое отношение имеют к тюркскому языку? Они на этом языке разговаривают, только и всего. ДНК генеалогия Клёсова напрочь опровергла домыслы учёных ближнего и дальнего зарубежья в отношении определения этносов. Много ссылок на зарубежные "авторитеты" в этой области. Полеты научной фантазии историков оказались выдумками или в лучшем случае – преданиями, как и предпосылки в поисках схожих названий, созвучных звуков и букв, а то и просто мнение отдельных авторитетных ученых и специалистов как неопровержимый факт, и таких случаев достаточно много, особенно страдает советский период, когда при отсутствии реальных источников ученым приходилось сочинять историю народов Средней Азии. При этом денег на всяческие экспедиции в Среднюю Азию не жалели, политика.
Вот как например пишут в Википедии о военачальнике эпохи арабских завоеваний Фаик ал-хасса.
Фаик ал-Хасса (?-999) — полководец и государственный деятель Государства Саманидов, представитель «военной партии» тюркского происхождения. И рефреном еще раз. Он был тюркского происхождения ! (Абу Саид Гардизи. Заин ал-Ахбар. Ташкент 1991 г.).
Сложилось мнение, что он был предводителем тюркской гвардии у Саманидов и происходил из тюркских гуламов. Это мнение, высказанное Бартольдом, прочно укрепилось в научной литературе и не теряет своего значения до сих пор.
Вот что значит мнение такой научной глыбы как Бартольд, а ведь он просто ввел в заблуждение нас, простых обывателей, или попросту обманул. Имея при этом достоверные сведения о его происхождении.
Хотя уже в сборнике "Культурное наследие Средней Азии" 2002 г., Тошкент под редакцией Сулейманова Р. Х. о национальности Фаика было доказано его испанское происхождение из Андалузии и в дальнейшем службу у различных амиров и халифов. В детстве был захвачен в плен и продан на рынке. Он был гуламом и с детства принадлежал Мансуру ибн Нуху (961-976 гг.). Тот дал ему прозвание "ал-Хасса", что значит "личный царский слуга".
В дальнейшем при детальном рассмотрении разных источников я убедился во множестве исторических выдумок и это неудивительно, сейчас активно множатся исторические фейки и выдумки для фальсификации истории. Впрочем это было всегда как я понимаю.
Анато́лий Алексе́евич Клёсов (англ. Anatole A. Klyosov; род. 20 ноября 1946, Черняховск, Калининградская область) — советский и американский биохимик, специалист в области полимерных композиционных материалов, биомедицины, ферментативного катализа.
создатель концепции «ДНК-генеалогия». С критикой «ДНК-генеалогии» как псевдонауки выступили учёные специалисты в сферах биологии, популяционной генетики, антропологии, истории, археологии, этнологии, лингвистики, генеалогии.
понятно, что большинство заслуженных историков и пропагандистов исторической материальной культуры встретили в штыки этот метод и шельмуют его до сих пор.
В настоящий момент это пожалуй единственный достоверный инструментальный метод определения генотипов человечества используя современные методы генетики и химии. Очень многим это не нравится, ведь тогда обесцениваются не только звания и награды, но сами теории, построенные на умозаключениях авторитетных и очень заслуженных авторов.
Конечно, метод не идеален и наверняка имеет слабые стороны, но он развивается и результаты исследования мутаций ДНК мужских и женских хромосом становятся обязательными для любого независимого исследователя. А это гораздо достовернее, чем изучение черепков посудной керамики.
ДНК анализ стал важной составляющей современных генеалогических исследований. Хотя
этот инструмент получил доступность лишь относительно недавно, сейчас он является основным источником доказательств для сотен тысяч людей, интересующихся своим происхождением и своей родословной. Обычно генеалогия строится на архивных и прочих документальных свидетельствах. В случаях, когда бумажного следа просто нет, либо имеющиеся документы содержат крайне противоречивые сведения, принадлежность к одному генеалогическому древу можно установить посредством исследований ДНК.
Генетическую информацию каждый человек получает от родителей: половину от матери, половину от отца. Содержится она в хромосомах. Хромосом у человека 46, из них 22 пары аутосом + хромосомы X и/или Y, определяющие пол. Таким образом, у женщин в клетках по 2 Х-хромосомы, у мужчин – хромосомы по одной X и Y.
В процессе образования половых клеток хромосомы в паре обмениваются схожими, гомологичными, участками и образуют новые комбинации. Это приводит к тому, что в каждом следующем поколении состав каждой отдельной хромосомы изменяется. Но у Y-хромосомы нет гомолога, поэтому все изменения, которые в ней возникают, передаются в неизменном виде из поколения в поколение от отца к сыну. Те различия, которые в процессе эволюции накапливаются в Y-хромосоме между разными популяциями человека, происходят в основном за счет мутаций (изменений в структуре ДНК). Вследствие этого, отцовская Y-хромосома, почти всегда будет полностью идентична Y-хромосоме его сыновей.
Кроме ядерной ДНК, которая содержится в хромосомах, в клетках есть еще митохондриальная ДНК (mtDNK). Митохондрии – это структуры клетки, функция которых настолько специализирована, что требует особого набора белков. Генетическая информация об этих белках хранится не в ядре, а в самих митохондриях в виде митохондриальной ДНК. Из-за особенностей строения женских и мужских половых клеток mtDNK передается только от матери всем ее детям. И так же, как в случае с Y-хромосомой, в митохондриальной ДНК изменения сохраняются в практически неизменном виде.
Зная эту особенность передачи генетической информации, содержащейся в Y-хромосоме и митохондриальной ДНК, ученые восстановили картину миграций населения Земли и условно разделили всех людей на гаплогруппы.
Гаплогруппа – это большая общность людей, которые имеют одного предка. Понятие гаплогруппы базируется на выделении определенного гаплотипа – последовательности аллелей, содержащихся в одном участке (локусе) хромосомы.
К гаплогруппе относятся люди с одинаковым гаплотипом, т.е. определенным набором генетических маркеров Y-хромосомы или митохондриальной ДНК. Таким образом определяется происхождение по отцовской и материнской линиям. Соответственно, для мужчин можно определить принадлежность к гаплогруппам и по отцовской линии, и по материнской. Для женщин же – только по материнской, т.к. у них нет Y-хромосомы. Женщина может узнать о происхождении по отцовской линии на основании генетического материала родного брата, отца или же родственника отца по восходящей линии.
Мутации, дающие возможность выделить новые гаплогруппы происходят периодически через сотни и тысячи лет. За это время сменяется много поколений. Поэтому наличие у людей одинаковых гаплогрупп ещё не говорит о близком родстве, но указывает на то, что всё-таки в предполагаемом промежутке времени был общий праотец. Если гаплогруппы сильно отличаются, значит общий праотец жил ещё древнее. А вот если субклады совпадают, то общий предок мог жить совсем недавно.
другая история
-
- Сообщения: 3184
- Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
- Откуда:
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 16401 раз
другая история
словарик для начинающих
Начнем с минимальных понятий в языке кочевников Средней Азии. Список слов будет постепенно расширяться по мере необходимости
Айран - кефир
Айтыс – состязание певцов импровизаторов.
Акын – сказитель, певец импровизатор
Аманат – заложник знатного рода из сопредельных родов или территорий
Арак (Архи) (тарасун) Кумысная водка – любимый напиток Чингиз хана
Асфальтный казах – городской житель кочевников
Байбише – старшая жена кочевника
Байга – скачки на лошадях
Барымта (Баранта) – поход в соседние районы с целью грабежа
Батыр – лучший барымтач
Беклярбек – попечитель несовершеннолетнего наследника престола
Беспармак – мясо-мучное блюдо
Джут – массовый падеж скота
Домбра – национальный струнный музыкальный инструмент
Жайлау – место летнего выпаса скота
Жуз – союз кочевых родов и племен под предводительством султанов, а после вхождение в состав России – назначались ханы.
Казы – деликатесная домашняя колбаса из конины
Контайша – калмыцкий верховный правитель
Кумыс – кисломолочный продукт из кобылего молока
Курултай – сьезд или собрание народных представителей
Оралманы или Кандасы – репатрианты для замещения русского населения на севере страны
Сакман – процесс рождения ягнят и обьединения овцематок для общего кормления
Султан - генеалогическое достоинство, указывающее на происхождение , по прямой линии от Чингиз хана.Это аристократия, белая кость.
Суюнши – радостная весть
Токал – младшая жена кочевника
Ходжа - человек, по прямой линии происходящий от пророка Мухаммеда
Чапан – верхяя зимняя одежда
Шежере – генеалогия (предания) у восточных народов
Шынырак – окно в крыше у юрты
Юрта – мобильное жилище кочевника
Начнем с минимальных понятий в языке кочевников Средней Азии. Список слов будет постепенно расширяться по мере необходимости
Айран - кефир
Айтыс – состязание певцов импровизаторов.
Акын – сказитель, певец импровизатор
Аманат – заложник знатного рода из сопредельных родов или территорий
Арак (Архи) (тарасун) Кумысная водка – любимый напиток Чингиз хана
Асфальтный казах – городской житель кочевников
Байбише – старшая жена кочевника
Байга – скачки на лошадях
Барымта (Баранта) – поход в соседние районы с целью грабежа
Батыр – лучший барымтач
Беклярбек – попечитель несовершеннолетнего наследника престола
Беспармак – мясо-мучное блюдо
Джут – массовый падеж скота
Домбра – национальный струнный музыкальный инструмент
Жайлау – место летнего выпаса скота
Жуз – союз кочевых родов и племен под предводительством султанов, а после вхождение в состав России – назначались ханы.
Казы – деликатесная домашняя колбаса из конины
Контайша – калмыцкий верховный правитель
Кумыс – кисломолочный продукт из кобылего молока
Курултай – сьезд или собрание народных представителей
Оралманы или Кандасы – репатрианты для замещения русского населения на севере страны
Сакман – процесс рождения ягнят и обьединения овцематок для общего кормления
Султан - генеалогическое достоинство, указывающее на происхождение , по прямой линии от Чингиз хана.Это аристократия, белая кость.
Суюнши – радостная весть
Токал – младшая жена кочевника
Ходжа - человек, по прямой линии происходящий от пророка Мухаммеда
Чапан – верхяя зимняя одежда
Шежере – генеалогия (предания) у восточных народов
Шынырак – окно в крыше у юрты
Юрта – мобильное жилище кочевника
-
- Сообщения: 3184
- Зарегистрирован: 28 ноя 2020, 17:11
- Откуда:
- Благодарил (а): 8 раз
- Поблагодарили: 16401 раз
другая история
Как Темучин стал Чингиз ханом или как монголы пришли в Среднюю Азию
фрагменты из сочинения "Алтан тобчи" (Золотое сказание)
Алтан, Хучир и Сэчэн-бэки придя к взаимному согласию сказали Томучину сделаем тебя хаганом.
Как только они приняли это решение, то поклялись и принесли в жертву верховному вечному Небу, водрузили и воздвигли девятиножное белое знамя. черноватая птица сидя на дымке прощебетала "Чингиз Чингиз"- щебетание этой птицы и было причиной того что Томучину дали имя Чингиз, когда сделали его хаганом в возрасте 45 лет в год бинк тигра, в истоках реки Онон он водрузил свою девятиножное белое знамя и воссел хаганом на великий престол.
Борьба с татарами.
Алтан-хаган, владыка народа Китая, отправил онгинг-чингсанга, наказав ему, чтобы он не мешкая, двинул своих воинов против татарского Мэгучин Сагулту, за то что, тот не соблюдает мирного соглашения. Онгинг чингсанг преследовал татар во главе с Мэгучин Сэгуту и прогнал их на Улдзу с табунами и со всем пропитанием. Он известил Чингиса о своём приближении, услыхав эти вести, Чингисхан молвил: "С древних времен татарский народ истреблял наших дедов и отцов, ненавистный мстительный народ. Ныне мы воспользуемся случаем и зажмем их с двух сторон". И он отправил к Тогорил-хагану посланца с вестью: "Онгинг-чингсанг, военачальник Алтан-хагана, прогнал татар во главе с Мэгучин Сэгулту и гонит их вверх по Улдзе, он известил, что приближается. Мы зажмем татар, губивших наших дедов и отцов. Тогорил-хаган, приходи скорее!" Получив известие, Тогорил-хаган сказал: "Сын мой сказал правильно", - и послал ответ: "Мы зажмем их"!
Когда Чингис-хаган и Тогорил-хаган зазватили и убили Мэгучи Сэгулту, онгинг-чингсанг очень обрадовался и пожаловал Чингис-хагану титул чаутхури, кереитскому Тогорил-хагану титул онга. Онгинг-чинсанг сказал: "Я доложу Алтан-хагану о том, что вы убили Мэгучи Сэгулту, зажав его с двух сторон, пусть знает Алтан-хаган, что Чингису надо дать более важный титул чжао тао". Оттуда онгинг-чингсанг, все так же радуясь, пошел обратно.
Чингис-хаган и Онг-хаган ограбили там татар, поделили между собой добычу и, забрав ее, вернулись и у своих юрт сошли с коней.
Борьба с Джамухой и тайджигутами.
В год курицы часть монгольских вождей решили возвестить Джамуху гурханом. Все они собрались вместе в Алахуйбулаге и говорили так "Возведем хаганом Джарчиралая Джамуху!" Разрубив и убив жеребца и кобылицу, они дали клятву, а затем откочевали оттуда по течению реки Аргунь. Там, где Аргунь вливается река Хан, на широкой речной косе возвели Джамуху в гурханы. "Мы возвели его в хаганы. Отправимся в поход на Чингис-хагана и Онг-хагана", - говорили они друг другу. Хоридай из рода горлос прибыл к Чингис-хагану и доставил ему эти вести. Чингис-хаган послал уведомить об этом Онг-хагана. Однажды Джабэ выстрелив из лука, убил коня Чингис-хагана и в этом он ему признался, Чингис-хаган оценил честность стрелка, так Джирхугадай стал называться Джабэ и так он пришел от тайчжигутов.
Чингисхан развеял по ветру пепел тайчжигутов, разорил их вплоть до потомков их потомков.
Был послан в поход на карлуков Хубилай-нойан. Карлукский Арслан-хаган прибыл к Хубилаю, прося о мире. Вместе они прибыли к Чингис-хагану. Чингис-хаган пожаловал Арслана и отдал ему свою дочь Алаха-бэги. Уйгурский идухут был пожалован и получил в жены Илгалтун-бэги.
Джочи вошел в земли ойратов, бурийатов, баргутов, убсусов, хабсагов, тубасов и когда он дошел до земель тюмен-киргизов, то киргизские нойаны Инэй-инал, Алтай-эрэ, Оробэк-дигит, изъявляя покорность и желая мира прибыли представиться Джочи, принесли с собой белых кречетов, белых коней и чёрных соболей.
Джочи привёл под власть монголов лесные народы такие как шибер, кэсдэм, баид, тухас, тэлэнг, тугулэс, тан-бичигэт. Взяв с собой нойнов лесных народов, нойанов лесных народов, нойанов киргизских, туматских и мингатских, Джочи прибыл к августейшему Чингис-хагану и представил их вместе с их белыми кречетами, белыми конями и чёрными соболями.
Ойратский Худуга-бэки прибыл с изъявлением покорности раньше других, предводительствуя своими тумэн-ойратами, он был пожалован тем, что сыну его Иналчи, была отдана в жены Сэчэйген Торолчи, старшему брату Иналчи была дана в жены дочь Джочи Холуйхан.
Жестока была месть Чингиса, многие поплатились своей жизнью за попытки перечить ему, Джамуха, Алтан, Хучир, Тэб Тэнгри и другие.
Хан должен быть один
В 1201 году часть монгольских племён (татары, тайджиуты, меркиты, найманы, ойраты и некоторые
другие) решили объединиться вокруг Джамухи в борьбе против Темуджина. На курултае Джамуха был
избран гурханом — это титул правителей Каракитайского ханства. Принятие Джамухой этого титула
окончательно испортило отношения между ним и Темуджином, который начал формировать союз племён для
противостояния Джамухе.
Союзник Темуджина, правитель кереитов Ван-хан (Тогорул), в 1203 году перешёл на сторону Джамухи, но
их объединённые силы были разбиты войсками Темуджина. В 1204 году Кереитское ханство пало, а
Джамуха бежал к найманам в надежде на поддержку их правителя Таян-хана и продолжение борьбы. Однако
вскоре Темуджин разгромил и найманов, после чего большинство воинов Джамухи перешли на сторону его
противника. Самого Джамуху в 1205 году предали и выдали Темуджину его собственные нукеры. Хан
должен быть один - были последние слова друга детства.
Бегство найманов на Иртыш
После разгрома найманов войсками Тэмуджина и гибели Таян-хана (1204) Кучлук ушёл на запад, в
иртышские степи, где объединился с ханом меркитов Тохтоа-беки, также бежавшим от монголов. В 1205
(или 1208) году Кучлук и Тохтоа были разбиты монголами в долине Иртыша. Кучлуку вновь удалось
бежать, на этот раз — в Семиречье, к гурхану кара-киданей Елюй Чжулху.
Гурхан принял Кучлука и выдал за него свою дочь Тафгач-хатун. Тем не менее, когда хорезмшах
Мухаммед отнял у кара-киданей Самарканд и Бухару, Кучлук не пришёл на помощь гурхану, захватил его
казну и попытался взять в плен самого Елюй Чжулху. Однако в сражении близ Баласагуна Кучлук был
разбит. Войско гурхана отбило казну, но не вернуло её правителю. В результате этого бунта гурхан в
1211 году был захвачен Кучлуком. Елюй Чжулху был оставлен его титул, но реальной властью в стране
обладал Кучлук.
В 1213 году Елюй Чжулху умер, а может и убит, и Кучлук был провозглашён гурханом. Но воины Чингиз хана решили его поймать, а местные жители схватили Кучлука, отрезали голову и отправили Чингиз-хану.
Чингиз хан жестоко расправлялся с теми, кто мог составить ему конкуренцию в борьбе за власть над
монголами. За слово "Хан" просто лишали жизни.
Так, спасаясь от уничтожения племена найманов, кереитов, желаиров, меркитов и некоторых других
откочевали на Иртыш, став в последствии ядром казахского Среднего жуза.
фрагменты из сочинения "Алтан тобчи" (Золотое сказание)
Алтан, Хучир и Сэчэн-бэки придя к взаимному согласию сказали Томучину сделаем тебя хаганом.
Как только они приняли это решение, то поклялись и принесли в жертву верховному вечному Небу, водрузили и воздвигли девятиножное белое знамя. черноватая птица сидя на дымке прощебетала "Чингиз Чингиз"- щебетание этой птицы и было причиной того что Томучину дали имя Чингиз, когда сделали его хаганом в возрасте 45 лет в год бинк тигра, в истоках реки Онон он водрузил свою девятиножное белое знамя и воссел хаганом на великий престол.
Борьба с татарами.
Алтан-хаган, владыка народа Китая, отправил онгинг-чингсанга, наказав ему, чтобы он не мешкая, двинул своих воинов против татарского Мэгучин Сагулту, за то что, тот не соблюдает мирного соглашения. Онгинг чингсанг преследовал татар во главе с Мэгучин Сэгуту и прогнал их на Улдзу с табунами и со всем пропитанием. Он известил Чингиса о своём приближении, услыхав эти вести, Чингисхан молвил: "С древних времен татарский народ истреблял наших дедов и отцов, ненавистный мстительный народ. Ныне мы воспользуемся случаем и зажмем их с двух сторон". И он отправил к Тогорил-хагану посланца с вестью: "Онгинг-чингсанг, военачальник Алтан-хагана, прогнал татар во главе с Мэгучин Сэгулту и гонит их вверх по Улдзе, он известил, что приближается. Мы зажмем татар, губивших наших дедов и отцов. Тогорил-хаган, приходи скорее!" Получив известие, Тогорил-хаган сказал: "Сын мой сказал правильно", - и послал ответ: "Мы зажмем их"!
Когда Чингис-хаган и Тогорил-хаган зазватили и убили Мэгучи Сэгулту, онгинг-чингсанг очень обрадовался и пожаловал Чингис-хагану титул чаутхури, кереитскому Тогорил-хагану титул онга. Онгинг-чинсанг сказал: "Я доложу Алтан-хагану о том, что вы убили Мэгучи Сэгулту, зажав его с двух сторон, пусть знает Алтан-хаган, что Чингису надо дать более важный титул чжао тао". Оттуда онгинг-чингсанг, все так же радуясь, пошел обратно.
Чингис-хаган и Онг-хаган ограбили там татар, поделили между собой добычу и, забрав ее, вернулись и у своих юрт сошли с коней.
Борьба с Джамухой и тайджигутами.
В год курицы часть монгольских вождей решили возвестить Джамуху гурханом. Все они собрались вместе в Алахуйбулаге и говорили так "Возведем хаганом Джарчиралая Джамуху!" Разрубив и убив жеребца и кобылицу, они дали клятву, а затем откочевали оттуда по течению реки Аргунь. Там, где Аргунь вливается река Хан, на широкой речной косе возвели Джамуху в гурханы. "Мы возвели его в хаганы. Отправимся в поход на Чингис-хагана и Онг-хагана", - говорили они друг другу. Хоридай из рода горлос прибыл к Чингис-хагану и доставил ему эти вести. Чингис-хаган послал уведомить об этом Онг-хагана. Однажды Джабэ выстрелив из лука, убил коня Чингис-хагана и в этом он ему признался, Чингис-хаган оценил честность стрелка, так Джирхугадай стал называться Джабэ и так он пришел от тайчжигутов.
Чингисхан развеял по ветру пепел тайчжигутов, разорил их вплоть до потомков их потомков.
Был послан в поход на карлуков Хубилай-нойан. Карлукский Арслан-хаган прибыл к Хубилаю, прося о мире. Вместе они прибыли к Чингис-хагану. Чингис-хаган пожаловал Арслана и отдал ему свою дочь Алаха-бэги. Уйгурский идухут был пожалован и получил в жены Илгалтун-бэги.
Джочи вошел в земли ойратов, бурийатов, баргутов, убсусов, хабсагов, тубасов и когда он дошел до земель тюмен-киргизов, то киргизские нойаны Инэй-инал, Алтай-эрэ, Оробэк-дигит, изъявляя покорность и желая мира прибыли представиться Джочи, принесли с собой белых кречетов, белых коней и чёрных соболей.
Джочи привёл под власть монголов лесные народы такие как шибер, кэсдэм, баид, тухас, тэлэнг, тугулэс, тан-бичигэт. Взяв с собой нойнов лесных народов, нойанов лесных народов, нойанов киргизских, туматских и мингатских, Джочи прибыл к августейшему Чингис-хагану и представил их вместе с их белыми кречетами, белыми конями и чёрными соболями.
Ойратский Худуга-бэки прибыл с изъявлением покорности раньше других, предводительствуя своими тумэн-ойратами, он был пожалован тем, что сыну его Иналчи, была отдана в жены Сэчэйген Торолчи, старшему брату Иналчи была дана в жены дочь Джочи Холуйхан.
Жестока была месть Чингиса, многие поплатились своей жизнью за попытки перечить ему, Джамуха, Алтан, Хучир, Тэб Тэнгри и другие.
Хан должен быть один
В 1201 году часть монгольских племён (татары, тайджиуты, меркиты, найманы, ойраты и некоторые
другие) решили объединиться вокруг Джамухи в борьбе против Темуджина. На курултае Джамуха был
избран гурханом — это титул правителей Каракитайского ханства. Принятие Джамухой этого титула
окончательно испортило отношения между ним и Темуджином, который начал формировать союз племён для
противостояния Джамухе.
Союзник Темуджина, правитель кереитов Ван-хан (Тогорул), в 1203 году перешёл на сторону Джамухи, но
их объединённые силы были разбиты войсками Темуджина. В 1204 году Кереитское ханство пало, а
Джамуха бежал к найманам в надежде на поддержку их правителя Таян-хана и продолжение борьбы. Однако
вскоре Темуджин разгромил и найманов, после чего большинство воинов Джамухи перешли на сторону его
противника. Самого Джамуху в 1205 году предали и выдали Темуджину его собственные нукеры. Хан
должен быть один - были последние слова друга детства.
Бегство найманов на Иртыш
После разгрома найманов войсками Тэмуджина и гибели Таян-хана (1204) Кучлук ушёл на запад, в
иртышские степи, где объединился с ханом меркитов Тохтоа-беки, также бежавшим от монголов. В 1205
(или 1208) году Кучлук и Тохтоа были разбиты монголами в долине Иртыша. Кучлуку вновь удалось
бежать, на этот раз — в Семиречье, к гурхану кара-киданей Елюй Чжулху.
Гурхан принял Кучлука и выдал за него свою дочь Тафгач-хатун. Тем не менее, когда хорезмшах
Мухаммед отнял у кара-киданей Самарканд и Бухару, Кучлук не пришёл на помощь гурхану, захватил его
казну и попытался взять в плен самого Елюй Чжулху. Однако в сражении близ Баласагуна Кучлук был
разбит. Войско гурхана отбило казну, но не вернуло её правителю. В результате этого бунта гурхан в
1211 году был захвачен Кучлуком. Елюй Чжулху был оставлен его титул, но реальной властью в стране
обладал Кучлук.
В 1213 году Елюй Чжулху умер, а может и убит, и Кучлук был провозглашён гурханом. Но воины Чингиз хана решили его поймать, а местные жители схватили Кучлука, отрезали голову и отправили Чингиз-хану.
Чингиз хан жестоко расправлялся с теми, кто мог составить ему конкуренцию в борьбе за власть над
монголами. За слово "Хан" просто лишали жизни.
Так, спасаясь от уничтожения племена найманов, кереитов, желаиров, меркитов и некоторых других
откочевали на Иртыш, став в последствии ядром казахского Среднего жуза.