В последнее время в разделе "Рецензии" доминируют совсем свежие пластинки признанных коллективов. Однако я позволю себе отклониться от заданного курса и вернуться в прошлое, открутив лет эдак 35. Начало 70-х, тон в рок-музыке задают буржуазные коллективы: Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin, Black Sabbath, Rolling Stones. Казалось бы, куда там ребятам из стран соцлагеря соваться со свиным рылом в калашный ряд! Однако в социалистической Венгрии нашелся коллектив (и, кстати, не один), чьи записи и сегодня могут посрамить размышляющих вышеприведенным образом скептиков и врагов пролетарского искусства! Речь идет о группе Omega. Знакомьтесь:

- Omega 1.jpg (48.8 КБ) 17066 просмотров

- Omega 2.jpg (10.93 КБ) 17066 просмотров
Слева направо: клавишник Ласло Бенкё, басист Тамаш Михай, гитарист Дьёрдь Мольнар, барабанщик Ференц Дебречени и вокалист Янош Кобор. Таким был в 1972 году состав группы Omega, первый диск которой, выпущенный в 1968 году и носивший название Trombitás Frédi és a rettenetes emberek, был за год распродан в Венгрии в количестве свыше 100 тыщ пластинок. Да что там Венгрия! Выходу альбома предшествовало турне Омеги, и не в каком-нибудь захолустье, а в цитадели капиталистического рока - в стольном граде Лондоне! Говорят, на концертах группе хлопали в ладоши не последние люди в британской рок-музыке - Эрик Клэптон и Юра Гаррисон из ВИА "Жуки". Было чему хлопать!
В 1972 году у музыкантов случились неприятности. Мало того, что из группы ушли два музыканта и штатная поэтесса (этим негодяям, создавшим впоследствии еще один замечательный венгерский коллектив Locomotiv GT, посвящена песня Hűtlen barátok , что в переводе с ненашего означает Неверные друзья), так еще партия, правительство и звукозаписывающая компания Hungaroton невзлюбили записанный группой альбом 200 évvel az utolsó háború után (сегодня его, понятное дело, можно раздобыть и на мп-3, и на компакт-дисках) и не допустили, чтобы к нему приобщилась венгерская молодежь. Вместо этого была выпущена пластинка Élő Omega, записанная во время турне по родной Мадьярии на далеком от совершенства оборудовании. "Репрессии коммунистическага монстра убили искусство!" - завозмущаются нек-рые.
Ан нет! Потому как дай бездарному музыканту самую лучшую аппаратуру, помести его в студию на какие-нибудь Лапердусские острова в компанию к сисястым аборигенкам и попугайчегам, он все равно запишет, пардон май френч, говно. А вот талантливые ребята сделают конфетку даже из выступления в школе при Посольстве Венгрии в Бангладеш! Omega такую конфетку из своего четвертого номерного диска сделала.
Некоторых людей в венгерском роке стращает его венгерскость. То бишь венгерский язык. Они привыкли к "я-хачу-быть-с-табоооой" и "стилл-лавинг-ююю, бейби, кам-он, йееее!" Это еретики, их нельзя допускать к причастию, они достойны ношения санбенито и желтых крестов поверх презренных одежд своих ад секулюм секулёрум Потому что венгерский язык красив, мелодичен, к року подходящ и в своей непонятности эзотеричен. Ну, вы токмо вслушайтесь: Хошсу вольт аз ут, мит аньи евен ат яртунк, нехань ё барат эдьсер минден ут а валазутоз эр, вегюль эз ис кеттеволт ! Мелодика потрясающая, это я вам без искривленной в смехе рожи заявляю! И слова доходчивые: Мы прошли долгий путь за все эти годы, но однажды всякая дорога приводит на перепутье. Просто и доступно. Кто-то, может быть, хотел буржуазных черных месс и прочей сатанинской буффонады? Шиш!
На альбоме Élő Omega, несмотря на вроде как доставшуюся музыкантам говенную аппаратуру, нет ни одной композиции, при прослушивании которой хочется воскликнуть: "Я не слышу такого-то!", "Где клавишные!", "Где факинг бас!", "Мадьяры, громче!", "Эй, мадьяры!" Признаюсь по секрету: слыхивал я концертник Урии Гип 70-х годов с Дэвидом Байроном, который по качеству записи на порядок уступает 4-й Омеге. А по подбору песен, по уровню композиций - не покривлю душой, если скажу, что в компании с Ин Роком, Салисбёри и даже Непревзойденным Рок-Шедёвром Всех Времен И Народов A Day at the Races концертная запись группы Omega отнюдь не смотрелась бы как бедный родственник из далекой Венгрии с рваными на заднице штанами и грязным пальцем в сопливом носу. Не буду даже отдельно останавливаться на таком естественно следующем из прослушивания диска умозаключении, что нашим доморощенным ВИА типа Чайф или Алиса следовало бы устроить сеанс коллективного прослушивания Élő Omega, после чего музыканты этих коллективов должны были бы молча покинуть помещение, зарыдав и застенав лишь за дверью
Пусть Varázslatos Fehér Kő - это не перпловская Child in Time, а Ласло Бенкё - не величина уровня Лорда, Эмерсона или Уэйкмена. Но это вещь, сделанная по всем канонам качественного западного рока, с которой не стыдно было бы завалиться на буржуйский фест. Здесь есть все: хор, нарастающее напряжение, органные пассажи, прекрасное развернутое гитарное соло, запоминающийся припев (Хотите, напою? Извольте: Аки валасто-о-о-о-тт, Кивалааасттатотт, Тедд хат с талалд медь элетет суйат, что означает: Тот, кто был избран, избранным станет, да будет так, найди смысл своей жизни!). Пусть Дьёрдь Мольнар по прозвищу Элефант (он как-то опрокинул дорогой микрофон на сцене, подлец!) и не Ричи Блэкмур, но зато он превосходно играет и рок, и блюзовые вещи, одним пассажем в Egy nehéz év után может подчеркнуть, кто в доме хозяин! Да, наверное, Ян Пейс играет на барабанах посильнее Дебречени, зато Тамаш Михай, в отличие от некоторых гловеров, играет на басу пальцами, а не медиатором И уж, конечно, у Яноша Кобора нет диапазона Гиллана или того же Байрона. Зато у него на старости лет волосы не повыпадали, каково а?
Но если серьезно - Омегу можно сравнивать с лучшими английскими коллективами, записываться в Лондоне их зазывали совершенно не зря, там толк в талантах понимали. Если бы на диске Uriah Heep году эдак в 72-73-м появилось что-то типа наивной песни про любовь Emlék (Память), думаю, никто из фэнов бы не обиделся. Послушали бы с плезиром. Представляю себе, как бы эта вещь звучала при хиповском многоголосье и клавишных Кена Хенсли! Ба, у Uriah Heep есть песня, записанная в очень похожей манере - это The Park, но в ней нет органа, который добавлял бы пению патетики. А у Омеги орган как раз есть. За что им честь и хвала!