Električni Orgazam
- Antiquar
- Администратор форума
- Сообщения: 15687
- Зарегистрирован: 26 ноя 2020, 18:32
- Откуда: Москва, Россия
- Благодарил (а): 5509 раз
- Поблагодарили: 184943 раза
Električni Orgazam
«Электрический оргазм», между прочим, - первая белградская группа новой волны, записавшая и выпустившая альбом. До этого три их песни – «Крокодилы наступают», «Золотой попугай» и «Вы» - появились на пластинке «Paket Aranžman» (1981), которая считается ключевой в истории белградской новой волны и на которой, кроме «Оргазма», находятся песни «Идолов» и «Шарло акробата». «Paket Aranžman» также вошел в историю югославской дискографии как образец невероятной «надменности и профессиональной слепоты», по безошибочному определению Александра Жикича. Речь о том, как PGP RTB, пред ясны очи которой предстали все эти три группы… отдала их своему прямому конкуренту – загребскому «Юготону». Так три самых серьезных белградских коллектива новой волны дебютировали под загребским лейблом!
Интересно, что решение об организации панк-группы, которая получит известность под названием «Электрический оргазм», было принято ее будущими участниками на концерте джаз-рокового ансамбля «Хлеб и соль». Произошло это в январе 1980 года, а договор скрепили Срджан Гойкович Гиле (род. в 1961 году в Белграде), тогдашний барабанщик группы «Hipnotisano pile», Любомир Йованович Йовец (гитарист «HP») и клавишник Любомир Джукич (старший брат Звонимира Джукича, который несколько лет спустя станет лидером «Ван Гога»). Через четыре с небольшим месяца после образования у «Электрического оргазма» случилось первое выступление в малом зале Студенческого культурного центра (SKC). Понятно, что на этом концерте они выступали в качестве предгруппы, но необычно то, что предгруппой они были у «Hipnotisano Pile», то есть – у себя самих. Впервые появившись под новым названием, состав выглядел следующим образом: Гиле был певцом и гитаристом, Йовец восседал за барабанами, Люба единственный сохранил за собой прежний инструмент; басисткой стала Марина Вулич, а вторым гитаристом – Горан Синадинович. Как выяснится, Синадинович во всей этой истории был фигурой проходной, очень скоро он исчезнет. С другой стороны, появляется барабанщик Горан Чавайда Чавке (род. в 1962 в Белграде), который наряду с Гиле станет весьма немаловажным участником группы. С приходом Чавке Йовец снова прикомандирован к гитаре.
Не только ранние песни «ЕО» были панк-роком, но и сама группа вела себя, назовем это так, бескомпромиссно. Иногда эта репутация крепла волею случая, как это, например, произошло на фестивале «Омладина» в Суботице. «Когда мы вышли, - рассказывал Гиле «Джубоксу», - я начал скакать с одного уровня сцены на другой. Я же знал, что мы «Электрический оргазм» и всегда им были. Так что от нас вряд ли можно было ожидать что-то от парадного оркестра. Я повалил микрофон, а барабанщик заехал по тарелке, так что она слетела и разнесла какую-то цветную хрень из лампочек и фонарей. Все перестало работать. Когда мы сошли со сцены, все нас материли и поминали про какие-то миллионные убытки. (…) На пост-пати я разошелся – взял бутылку с минералкой и поливал все вокруг себя. Эти истории из Суботицы потом приобрели грандиозный размах – мы чуть ли не с ножами выскочили и стали резать шнуры, ломали микрофоны, разбивали прожектора…»
Дебютный альбом «Электрического оргазма», вышедший в 1981 году на «Юготоне» под одноименным названием, также разрывался от панковской энергии и изливался воем против тирании. Песня «Небо» включала в себя такие строчки:
«Мое небо опутали проволокой/В моем мозгу чертят схемы/Хочешь еще одну копию/Чтобы вернуться к исчезнувшим временам».
К сожалению, хотя в период ново-волновой эйфории многие уверовали, что деспотизм в прошлом и достаточно еще нескольких таких оплеух, чтобы его разнести, выяснилось, что он еще только наступает.
После первого альбома и единственной персональной перемены – вместо Марины Вулич в группу пришел Йован Йованович Гроф – «Оргазм» едет в Польшу, отыграв там пять концертов. Раскованность польской публики, которая еще жила в коммунистическом каземате и не имела особых шансов увидеть рок-концерты, но уже была заражена рок-н-рольным духом, запечатлена на альбоме «Варшава 81», отштампованном ограниченным тиражом в две с небольшим тысячи экземпляров. Сырое звучание этого альбома – запись с обычного магнитофона – не испортило впечатления; наоборот, оно подчеркивало атмосферу и отлично отразило то время, в котором возникло. Следующим альбомом «Lišće prekriva Lisabon» (1982), названный по любовному роману Барбары Картленд, «Оргазм» начал целую серию удачных стилевых перемен и обратился к психоделии. Потом был записан альбом «Популярные песни» («Les chansons populaires», 1983), с более привычным рок-саундом и каверами на бриллианты других авторов: Дэвида Боуи («The man who sold the world», ее исполнил Люба, который время от времени пел ведущие партии), «Роллинг Стоунз» («Citadel»), «Дорз» («When the music’s over»), «Ти-Рекс» («Metal guru») и др. Самая «заслушанная» песня с этого альбома – и один из концертных «фаворитов» на долгие годы – это обработка танцевального хита из 1962 года «Loco-motion».
Очередным альбомом «Kako bubanj kaže» «Оргазм» продемонстрировал намерение, как любят писать критики, заниматься в будущем КЛАССИЧЕСКИМИ РОК-ОБРАЗЦАМИ. Незадолго до записи альбома их покинул Йовец, а после выхода диска – и Люба с Грофом. В конце концов, группа стабилизировалась в составе, куда, кроме Гиле и Чавке, вошли великолепный гитарист Бранислав Петрович Банана и басист Зоран Радомирович Шваба. Этим составом был записан великолепный альбом «Distorzija» (1986), опирающийся на звучание «Роллинг Стоунз» 70-х годов (периода Мика Тейлора, одного из самых утонченных британских гитаристов всех времен). Стилистически выдержанный и совершенный, с такими хитами, как «Ja sam tezak kao konj» и «Debela devojka», этот альбом возвел группу в категорию наиболее коммерчески успешных. В «Дисторшне» «Оргазм» впервые действовал слаженно как американские «морские котики», и Гиле, в интервью для журнала «Рок», остроумно и точно отметил, что новый состав собрался «по воле судьбы, а не по объявлению». Прав был и рок-критик Любо Трифунович, который, назвав «Дисторшн» альбомом гола, констатировал: «Срджан Гойкович, наконец-то, дождался реально адекватного состава для своего «Электрического оргазма», который не только в точности репродуцирует его идеи, но и живет ими и в них». Описывая «Дисторшн» как, возможно, «один из ключевых альбомов в деле выживания рок-н-ролла в этой стране», Трифунович приходит к выводу, что «Оргазм» «утвердили себя как одна из самых крепких белградских рок-групп всех времен».
Любо Трифунович не мог знать, что времени для рок-н-ролла осталось не так уж много, и что название нового – и самого большого – хита «Оргазма» «Рок-н-ролл играют во всей Югославии» будет актуальным всего лишь несколько лет. Эта вещь вошла в альбом «Letim, sanjam, disem», выпущенный в 1988 году (первый для PGP!). Пластинка сделала ансамбль одним из немногих действительно популярных в стране, и одновременно мишенью для некоторых видных рок-критиков, которые углядели в «Letim, sanjam, disem», и в «Igra rock’n’rol cela Jugoslavija» особенно, опрощение того, чем группа занималась до этого, и как расчетливый ход, к чему Гиле прежде не был склонен. Его упрекали в банальности текстов, в исполнении, «неглубоком до безвкусицы», и в расчетливости, с которой сделаны «заводные» моменты в «Игре…», - моменты, путь от которых лежал на стадионы (что и случилось, когда впоследствии они сыграли на Таше) и в банк. Вместе с этим стало явным, что со стилистическими переменами покончено. «Мы не собираемся играть джаз, - говорил Гиле автору книги в те дни. – Я думаю, не стоит ожидать каких-то основательных перемен, подобных тем, что происходили между «Lišće prekriva Lisabon» и «Distorzija». Я не имею в виду, что мы не будем экспериментировать, но «Оргазм» в будущем надо рассматривать предельно просто: как хороший, живой рок-н-рольный бэнд со здоровыми, крепкими и жесткими песнями».
И это было очень точным предсказанием: в 1992 году, после четырехлетней паузы «Оргазм» вернулся, острый как бритва, с альбомом «Seks, droga, nasilje i strah / Balkan Horror Rock», на котором в пяти новых песнях – вторая сторона альбома содержала «живые» версии старых хитов – уверенно, местами даже поразительно, сумел ухватить дух нелегких времен. Причем группа звучала и очень «старинно» и весьма современно – одним словом, совершенно. То же самое происходило на концертах: титульная вещь стала своего рода гимном мрачных лет, - гимном, которому отождествляющая себя с группой публика безропотно подпевала, и часто со слезами на глазах. На внутренней стороне обложки было напоминание, что материал записывался в «военном» 92-м году, и послание: «Пластинка посвящается всем нашим друзьям в Загребе, Любляне, Сараево, с кем у нас нет возможности контактировать. Любящие вас – Банана, Шваба, Чавке и Гиле». Естественно и справедливо, что группа, выпустившая такое послание, относительно скоро получила возможность обновить свои контакты с друзьями. Уже на следующий год «Оргазм» едет в Словению, выступив в Любляне, Мариборе, Копре и Хуме. Если кто-то думает, что Югославия 80-х, во времена новой волны, была сплошным парком отдыха, а муть и отрава 90-х взялась ниоткуда, то им стоит прочитать рассказ Гиле о том визите в Словению. На вопрос журналиста Владимира Стакича, как он пережил поездку туда, Гиле отвечал: «Знаешь, что меня поразило? Меня удивило, чисто с гражданских позиций, то, что происходило, когда мы в первый раз были в Любляне. Тогда еще даже «Paket Aranžman» не вышел. Мы играли в каком-то студенческом помещении и нам кричали что-то вроде: «Сербские свиньи!» (…) Потом, когда мы приезжали в Словению, бывало так, что заблудишься и спрашиваешь у прохожего, как пройти. А он подходит и, слыша, что мы обращаемся на сербском, отворачивается и проходит мимо. (…) А новые впечатления, по крайней мере мои, совершенно иные. Заходишь в универмаг, начинаешь говорить на сербском, и все бог знает как любезны. В ресторане то же самое: «О, вы откуда? Как там в Белграде?». (…) Может, раньше им казалось, что сербы их гонят…»
«Оргазм», кстати, был в числе первых из Белграда, кто после распада Югославии выступал в Хорватии; концерт, который состоялся в загребском клубе «Творница», был отличным, но особенно публику подкупил тот факт, что Гиле был первым сербом, арестованным в Хорватии после войны (тамошняя полиция схватила его за 0,24 гр. героина). Ночь он провел в участке, где – словно из биографии Кейта Ричардса – раздавал автографы полицейским и фотографировался с ними. На следующее утро его отпустили, оштрафовав на 250 немецких марок и оставшись при мнении, что героин был ему подкинут.
В 1994 году «Электрический оргазм» превзошел себя альбомом «Zašto da ne!». Говоря об этой пластинка, «Време забаве», тогдашнее приложение к новостному журналу «Время», а потом и самостоятельное издание, признало ее одной из трех самых главных в карьере коллектива, упомянув о различных богатых влияниях, которые на ней ощущаются, и проводя в этом смысле параллель с блистательным альбомом «Роллинг Стоунз» «Exile on main street». «Весь спектр рок-н-рольной плавильни, - замечает «Време забаве», - обеспечивающий «Оргазму» ту степень энергии, когда без особых дилемм можно делать вывод, что Гиле и компания сегодня представляют собой один из тех редких (профессиональных) рок-оазисов, родники которого все еще чисты и быстры и не испорчены турбо-фолк-техно-дэнс примесями». Заключая, что мы имеем дело с «острым, жестким и эффектным рок-н-роллом, экзекуторы которого явно жаждут крови», «Време забаве» отмечает, что «Оргазм» «радуется каждой ноте и каждому риффу», что «пластинка получилась от общего наслаждения от работы, а не под давлением» и что группа «отправилась в 90-е в стиле 80-х: точно в глаз, без всякого пардону».
После этого альбома ансамбль покидает Чавке. Следующие несколько лет он проведет в «Babe», а также будет выступать на сцене, в теле- и кинопроектах. Будучи тяжело больным, этот необыкновенно милый и умный человек переезжает в Тасманию, где и скончается в 1997 году. После очередных персональных изменений, которые не столь существенны – за исключением возвращения Любы Джукича в 2004 году, - новые альбомы «Оргазма» «A um bum», «Harmonajzer», «To što vidiš to i jeste» не поднялись до высот прежних творений, но им удалось удержаться на вполне пристойном уровне, и, подобно героям Гиле «Роллингам» - у которых они были на разогреве во время белградского «Устье-2007» - остаются группой, в кармане которой лежит аккуратно сложенный рецепт достойного старения.
__________________
yugo45.livejournal.com
При необходимости обновления ссылок на мои релизы, пишите в личку
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.
If you need to update the links to my releases, write me a personal message.
Please wait. All links will be restored.