"...Миндаугас Тамошюнас, безусловно, один из гениальных советских музыкантов, литовский композитор и дирижер, руководитель Республиканского оркестра "Октава" (Каунас). Это - третий диск оркестра "Октава", на мой взгляд, наиболее впечатляющий в музыкальном плане. Настолько красиво звучащих дисков (и не только благодаря отличной записи) действительно западного, мирового уровня в 1974 году - а это выход первого издания, а затем были еще три переиздания - в Советском Союзе не было.
Уже упоминавшийся мной "коллекционер" Дмитрий К. на своем сайте sovietgroove.com выход пластинки под индексом 3 (С30-...), т.е. "Музыкальное творчество народов СССР", а не 6, т.е. "Эстрадная музыка", объясняет нелепейшим образом, точнее, даже не пытается это сделать, преподнося этот факт иностранцам не иначе как вселенский заговор, мол, пластинка вышла под индексом 3, под которым ничего любопытного не выходило. На мой взгляд, это далеко не так: мне известно больше десятка таких коллизий. А дело, наверное, вот в чем. 1974 год - разгар борьбы с западничеством... Все записи проходили через худ.советы. Данная запись откровенно прогрессивная (а первая советская рок-пластинка, "По волне моей памяти", еще не вышла). Представлять ее как эстраду - значит нарываться на проблемы. Творчество народов СССР - отличный выход. Да и о чем они там поют на литовском, мало кто разберет за пределами Литвы. Думаю, это просто был ход (не без ведома и участия кого-то из соответствующего худ.совета и редакторов "Мелодии" в Москве), чтобы пластинка вышла в свет. Мне известны примеры, когда отличные эстрадные и рок записи причисляли ко 2 группе пластинок (вместе с камерной музыкой и фольклором) или выдавали за записи для детей - и дело было как раз в Прибалтике.
Да, и кроме записи тут еще пара обстоятельств. Первое - обложка пластинки представляет собой рекламу, там даже логотип стоит - Литовский музей народного быта, развернутый под открытом небом в Кяйшядорском районе Литвы. Кстати, знаменитое место, любимое вездесущими немецкими туристами - тот самый дом, что стоит на заднем плане, там можно увидеть и сегодня.
И еще. Витаутас Петрушонис на снимке стоит за телегой - в джинсах (!). Дело для СССР неслыханное. Облико морале отечественного исполнителя, попади пластинка на широкие просторы страны, был бы подорван. Но пластинка была издана и продавалась в основном в Литовской ССР. И по моим расспросам, творчество Миндаугаса Тамошюнаса в других прибалтийских республиках хоть и известно, но не так широко.
Итак, к пластинке. Потрясающе. Оркестр, ревущие гитары, записанные с перегрузом. Замечательные басы. Песни в исполнении Светланы Багдонайте можно отнести к добротной эстраде. Она поет легко, прозрачно. Отмечу "Чайку" (
Žuvėdrа) и джазовую, в духе жанра "Осеннюю сказку" (
Rudenio Pasaka). На мое ухо в паре произведений звучат и цыганские мотивы - и в первую очередь создаются они средствами вокала.
А вот первая сторона с песнями в исполнении Витаутаса Петрушониса - штука особая. "Деревянные колеса" (
Mediniai Ratai) ближе к джаз-року, вернее, начинается песня по-роковому, а заканчивается оркестровым проигрышем.
"Я - береза" (
Aš - Beržas) - это тонкая лирика и подготовка к музыкальному безумию под названием "Приду тихой ночью" (
Ateisiu Tylią Naktį). Здесь совпало все - и музыка, и оркестровка, и запись, и голос Петрушониса, который звучит совсем не как советский певец. Очень свободно, без зажимов и, кажется, поет он не поставленным голосом, а своим, довольно мощным. Интереснейшее начало трека со своеобразным въездом, тихое, нарастающее по громкости и нажиму. Интереснейшая запись в стиле импрессионизма, с вынесенными на передний план ударными и словно взлетающим, уведенным чуть назад вокалом.
"Солнце" (
Saulė) с фанковыми мотивами и пропевками с повторами в конце можно назвать настоящим гвоздем всей пластинки. И в конце "Позабытый бокал" (
Užmirštoji Taurė). Мои попытки вникнуть в смысл текста (хотя литовский гораздо сложнее, чем латышский) показали: исполняйся песня на русском, ее зарубили бы напрочь. Впрочем, как и "Приду тихой ночью". За пропаганду буржуазных ценностей, и не думаю, что я сгущаю краски.
Вот такая эта пластинка, входящая в десятку моих фаворитов..."
(Antons, "Soviet vinyl gourmet")